Парусная регата «У истоков» прошла в Иркутске
Парусная регата «У истоков» прошла на акватории иркутского водохранилища 4-5 сентября. Она была посвящена юбилею старейшего в Иркутске яхт-клуба «Исток» – ему исполнилось сорок лет. Парусный спорт – это не только соревнования, но и крепкая дружба на десятилетия, и новые семьи, и дети из этих семей, которые потом тоже дружат с парусами.
Что такое регата?
Небольшой ликбез: оказывается, далеко не все знают, что такое регата. Многим это слово знакомо благодаря мультфильму про капитана Врунгеля, где соревновались яхты «Беда» и «Черная каракатица». Но иркутяне, любуясь с плотины яркими парусами, не всегда понимают: а куда это они поплыли?.. И зачем?
Регата – это соревнования парусных яхт. Обычно она проходит в течение нескольких дней и включает несколько гонок. Понятно, что яхты все разные, и соревноваться между собой им сложно. Иногда их делят на классы, в зависимости от размера, а иногда делают абсолютный зачет. Тогда судьи учитывают все: и потраченное в каждой гонке время, и наличие протестов, и технические характеристики яхты. Таким образом, большие и маленькие яхты могут гоняться на равных. Так было и на этот раз – яхтсмены соревновались в абсолютном зачете.
На старт вышли 23 яхты – это рекорд последних лет. Максим Скоморовский, главный судья регаты, пояснил, что это как раз связано с юбилеем яхт-клуба – участники таким образом проявили уважение. Но наверняка пандемия тоже сказала свое слово. Из-за коронавируса, который непременно летал бы между яхтами и заражал спортсменов, первые соревнования летнего сезона-2021 пришлось отменить. Думается, что участники соскучились по гонкам и не упустили возможность выйти на старт.
Также удачным стало время проведения.
— Хотя сам клуб уже создан давно, но гонка «У истоков» – довольно молодая, мы проводим ее всего восемь лет, — говорит Максим Скоморовский, — почему она проходит именно в это время года? Еще достаточно тепло, но уже есть ветер. В конце сентября проходит закрытие сезона «Бархатная осень», и вот там бывает много ветра и мало солнца. В прошлом году на «Бархатке» было много порванных парусов и поломок. А сейчас, видите, ветер довольно хороший, но есть солнце, очень красиво. Погодные условия в эти дни – очень хорошие.
Да, наличие ветра – это главное условие, в штиль гонки часто сокращают или отменяют. А в этот раз удалось провести все задуманное.
Трое в лодке, не считая журналиста
Стартовали участники в субботу утром. Погода просто завораживает: переменчивые облака то мчатся по небу, то разбегаются, открывая солнце. Вид – словно с картины: яркие паруса, синь воды. Это не передать даже на самых лучших фото, это надо видеть.
К счастью, представителям прессы это счастье выпало: организаторы всегда охотно приглашают пишущих и снимающих. Мне досталось место на яхте «Эверест». Наш капитан Сергей Алексеев – опытный и очень добродушный. Команда у него – малоопытная, как смеются сами участники, к тому же очень маленькая: всего трое вместе с капитаном. Я – не в счет. Как будем справляться?
— Под опытным руководством нашего капитана все будет отлично! – заверяют помощники. Я свою задачу оценила просто: главное – не мешать.
К назначенному времени все участники выстраиваются вдоль стартовой линии, стараясь занять место поудачнее. Но это сделать очень сложно, яхты не стоят на месте, а постоянно движутся. Ровно в десять прозвучал сигнал, и яхты рванули вперед, как стая борзых. Только успевай фотографировать!
Но это делать не так-то просто: только выберешь ракурс – как команда готовится к повороту. Получить гиком по голове – удовольствие не из приятных, и мне приходилось прятаться в каюту.
К тому же яхта периодически сильно кренилась набок, и надо было ее откренивать. Это значит – тем, кто не занят, садиться на противоположный борт, создавая перевес. Я очень боюсь крена и охотно ползала туда-сюда, словно шпион, уворачиваясь от ног матросов. Я поражаюсь, как они спокойно ходят по палубе, когда она под углом сорок пять градусов? Лично мне было очень страшно. Но капитан только смеялся:
— Опрокинуться яхта не сможет! Она сделана по принципу неваляшки, центр тяжести всегда будет внизу. Тут самое главное – не свалиться за борт, другой опасности нет.
Соперники ветра
Капитан действительно знал свое дело. Мы очень удачно стартовали, хорошо прошли первый знак. Маршрут – от яхт-клуба «Исток», который находится в районе Ново-Разводной, и Солнечного, там вдоль плотины до Якоби, и снова к «Истоку». Таких два круга – первая гонка. Вдоль берега стояли и смотрели люди. Они не улыбались и не махали. Наверное, пытались понять, что здесь происходит. Кое-кто из участников уже запутался в парусах. Несколько раз яхты на большой скорости проходили так близко к нам, так что можно было хорошо видеть глаза наших соперников. К счастью, обошлось без столкновений.
— Посмотри, как идет – словно на моторе! – иногда восхищались яхтсмены друг другом. Скорость и правда что надо. Довольно быстро мы прошли весь маршрут и финишировали.
На берегу я встретила фотографа Владимира, который, слегка ошарашенный, выходил с яхты «Е-Миссия». Это – самая скоростная лодка иркутского флота, и именно на ней моему коллеге выпало впервые ознакомиться с парусным спортом. На следующий день именно этой яхте досталось первое место в «абсолютке». Победила «Е-Миссия», капитан Александр Овчинников. На втором месте – «Нептун», капитан Феликс Баландин. Яхта «Сильвер глоу» (капитан Валерий Копытов) – третье место. А наш «Эверест» стал 8-м.
День рождения среди берез
После первой гонки, в субботу вечером, в яхт-клубе прошел праздник в честь юбилея. Музыкальная программа, награждение лучших, плов под открытым небом – день рождения вышел что надо. Здесь все как было сорок лет назад, когда клуб только создавался – высоченные березы, земляные тропинки, нет асфальта, зато есть свежий воздух. Директор клуба Тимофей Витальевич Никитич рассказал:
— Клуб был создан в 1981 году Академией наук в Иркутске. Именно там оказались самые передовые люди, которые любили парус. К тому же эти люди были рукастые, первые яхты были самодельные. Первым директором клуба стал Виктор Турок, отличный организатор, это именно он создал клуб и наладил работу. И каждый директор вносил что-то свое. После Виктора пришел Владимир Медведев – он создал клуб официально, оформил всю документацию. Затем руководил Сергей Марчук, он принес законы и правила, которые действуют в клубе до сих пор. При нем поднялась дисциплина, упорядочился финансовый вопрос. В 2009 году Марчук передал мне должность директора. Для меня это не работа, а общественная нагрузка, я согласился сначала на год – и вот уже двенадцать лет я здесь! «Исток» – это единственный яхт-клуб Иркутска, который сохранился с советских времен, не развалился, не попал под рейдерство. Хотя были попытки захвата, и очень много. В девяностые пытались место на берегу залива захватить, приезжали, пугали. Самая жесткая ситуация была четыре года назад, когда у нас хотели отнять это место. Но у нас тоже люди не случайные собраны, в числе яхтсменов – много влиятельных людей. Мы привлекли профессиональных адвокатов, и территория клуба осталась за нами.
Сам Тимофей Витальевич пришел в клуб в 1989 году, нашел здесь друзей и единомышленников. Дружба здесь вырастала такая, что навсегда. Потом уже дети стали создавать свои экипажи.
— В числе создателей клуба был Юрий Парфенов, профессор ИГУ, а сейчас его сын Александр Парфенов – капитан яхты «Благовест», — рассказывает директор, — и что не менее важно – создавались семьи. Берешь с собой девчонку на яхту, во время гонки отношения и проверялись. Моя жена и паруса штопала в шторм, и на «шмеле» еду готовила, и уют создавала.
Детская парусная школа
Если раньше дети обучались морскому делу стихийно, рядом с родителями, то сейчас у них есть возможность проходить полноценное обучение. Парусная школа при клубе «Исток» работает уже несколько лет и зим. Зимой – теоретическое обучение, летом – тренировки и соревнования на воде. Школа работает целый день по принципу площадки. Дети здесь не только осваивают парусное дело, но и занимаются творчеством, читают стихи, поют песни.
Директор детской парусной школы – Евгений Штанько. Учредителем является клуб «Исток», который выделил для школы часть территории, яхты, обеспечивает охрану. Сейчас в школе семьдесят занимающихся. Недавно она выиграла грант, что позволило обустроить теплый санузел и сделать освещение территории.
Осваивать парусное дело приходят и взрослые.
— Все мы в душе моряки, нам хочется дружить с парусом, все мы читали Джека Лондона, — улыбается директор, — девушкам тоже хочется романтики, а уж мужчинам тем более. Дергать шкоты, фалы. Вот так и идет: один пригласил друга, тот взял с собой подругу, несколько раз сходили в регату… Год прошел – я смотрю, а он уже и сам приобрел себе лодочку, стал заявляться в гонки! Мы создаем условия для людей, которых вовлекаем. Очень хороший вид спорта, я считаю, для души и тела. На территорию клуба можно привести гостей, попариться в баньке, приготовить шашлыки. Вы обратили внимание, как у нас культурно все общаются? И дети ведь тоже смотрят, как родители ведут себя, и растут в этой атмосфере. А если отец умеет управлять с лодкой – к нему дополнительное уважение.
Но не только папы дружат с парусами, мамы тоже осваивают эту науку. Еще недавно, в нулевых годах, женщины на регате были редкостью. Помнится, в иркутском флоте был один-единственный женский экипаж, это считалось экзотикой и вызывало интерес. Но сейчас этим уже не удивишь: на большинстве яхт, которые участвуют в гонках, есть девушки.
— И что удивительно – в последние два-три года женщины стали сами приобретать яхты! – говорит Тимофей Никитич, — у нас в клубе существуют экипажи, где высококлассными капитанами являются наши прекрасные женщины – это, конечно, яхта «Серебряная свеча», которая в своем классе является безоговорочным лидером в регатах различного формата, под управлением Бадмаевой Ларисы Владимировны, члена клуба с 2002 года. В классе яхт «микро» принимает участие Полетаева Марина Антоновна, которая тоже имеет стаж членства в клубе почти двадцать лет. И помимо всех спортивных мероприятий, наши женщины принимают самое активное и позитивное участие в жизни клуба. За последний год у нас в клубе появились две очаровательные женщины со своими лодками- Шевченко Татьяна и Шишмарева Екатерина, которые имеют спортивные амбиции в будущих регатах и внесут свой вклад в красоту яхтенных гонок. Думаю, что облик прекрасных дам, которые мастеровито управляют парусом, послужит добрым позывов для занятия парусным спортом остальных девушек Иркутска.
Фото первого дня регаты здесь
Видеодневник первой гонки можно посмотреть в инстаграм-аккаунте Ники Песчинской по ссылке (в историях) часть 1 часть 2